Colombia: growing and processing maize (corn) grain

Потребление колумбийской кукурузы растет более быстрыми темпами, чем производство. Колумбия зависит от импорта кукурузы, поскольку местное производство обеспечивает лишь 20% годового потребления.

Производство

По прогнозам производство колумбийской кукурузы в 2020/21 МГ сократится до 1,5 млн.т из-за 5% сокращения посевных площадей, низких внутренних цен и неблагоприятных погодных условий La Niña. Посевные площади продолжают незначительно сокращаться, в основном, из-за волатильных международных цен и импорта кукурузы по конкурентоспособным ценам.

Колумбийское производство кукурузы делится на две категории:

· Крупномасштабная система, которая включает средние и крупные промышленные фермы, применяющие улучшенные семена, профилактические химические средства борьбы с вредителями и современную технику для посадки и сбора урожая

· Традиционная система, которая состоит из небольших земельных владений, управляемых, как правило, одним владельцем, который может выращивать несколько культур в рамках операции.

Средняя урожайность кукурузы при крупномасштабной системе выше (57 ц/га), чем при традиционной системе (21 ц/га). В 2019 году крупномасштабное выращивание кукурузы составило 76% от общего объема производства кукурузы в Колумбии.

Благодаря увеличению крупномасштабных посевов кукурузы, в 2019 году Колумбия засеяла 88,268 га генетически модифицированной кукурузы, что на 16.1% больше, чем в 2018 году. В августе 2019 году Колумбия утвердила коммерческие посадки первой отечественной разработки запатентованной кукурузы ТС-1507. Посадка этих семян ограничена влажным Карибским регионом, долинами рек Каука и Магдалена, а также восточными равнинами и кофейным регионом.

Баланс кукурузы в Колумбии в 2020/21 МГ (тыс.т)

  Запасы Пр-во Импорт Поставка корма FSI Экспорт Запасы
Колумбия 383 1.500 6.100 7.983 6.050 1.500 0 433

В 2019/20 из-за снижения спроса на белок в связи с пандемией Covid-19 сократило производство комбикормов и, соответственно, импорт кукурузы упал до 5,8 млн.т. Мотивированное нормализацией спроса, после пика Covid-19 в 2020/21 МГ прогнозируется восстановление импорта зерна кукурузы в Колумбию до 6,1 млн.т, в т.ч. 5,2 млн.т (85%) из США, если цены и преференциальный режим пошлин в рамках американо-колумбийского соглашения CTPA о поощрении торговли будут благоприятными по сравнению с южноамериканскими конкурентами.

В соответствии с соглашением о торговле между США и Колумбией (U.S.– Colombia Trade Promotion Agreement), американская кукуруза попадает под действие тарифных квот TRQ. В рамках соглашения US-CPTA, совокупная квота на жёлтую и белую кукурузу на 2020 год — 3,3 млн.т. Поставки в пределах квот не облагаются пошлиной, тогда как к сверх квотовым поставкам применяется тариф, который ежегодно снижается и к 2023 году должен обнулится. Квота в течение 12-летнего периода, который закончится в 2023 году, ежегодно растёт на 5%, а пошлины снижаются: в 2020 году TRQ на жёлтую кукурузу составила 3.102.656 тонн с импортной пошлиной 6,3%, на белую кукурузу — 201.673 тонн с пошлиной 5%, в 2021 году TRQ на жёлтую кукурузу составила 3.257.789 тонн, на белую кукурузу — 211.756 тонн. Кукуруза из других источников, например MERCOSUR, облагается 25% пошлиной + переменный сбор в рамках системы ценовых диапазонов, когда импортные цены ниже внутренних цен на кукурузу. Кукуруза из США освобождена от этого сбора.

С момента действия CTPA в 2012 году, рыночная доля США увеличилась и составила более 99% колумбийского импорта кукурузы в 2015/16 и 2016/17. Однако в последние годы аргентинская и бразильская кукуруза стала привлекательной для некоторых импортеров, причем аргентинская и бразильская кукуруза составили 26% и 10% в 2018/19 и 2019/20 годах. Смена поставщиков в стране объясняется, главным образом, преференциальным режимом, предоставляемым странам MERCOSUR в рамках Андской системы ценовых диапазонов APBS (Andean Price Band System), поскольку импортерами зерна движут цены. Иногда, когда цены на кукурузу высокие, кормовая индустрия предпочитает использовать другие заменители зерна, такие как сорго, DDGS, пшеница.

Поскольку TRQ управляется на основании FIFO (First come, first served — первым пришёл — первым обслужили), импортёры вернулись к американской кукурузе. Импорт обусловлен растущим спросом на корма в птицеводстве и свиноводстве. В последние годы спрос на продовольствие рос относительно быстрее, чем приток иммигрантов из Венесуэлы. В 2020 году в рамках санитарной чрезвычайной ситуации в ответ на пандемию Covid-19 колумбийское правительство издало указ, который установил нулевые пошлины на кукурузу, сорго, сою и соевый шрот всех видов происхождения с апреля по июнь 2020 года. Эта мера ослабила давление на импорт американской кукурузы в рамках TRQ.

95% импорта кукурузы идет на корм животным, а остальные 5% — на человеческое потребление.

Потребление

Около 10% местного производства кукурузы приходится на корма для животных, 90% — на пищевую промышленность. Потребление колумбийской кукурузы растет более быстрыми темпами, чем производство, и Колумбия сильно зависит от импорта.

Потребление кукурузы в 2019/20 МГ сократилось до 7,4 млн.т, но, по прогнозам, в 2020/21 МГ восстановится до 7,55 млн. т, поскольку сектор птицеводства и животноводства восстановит свою тенденцию роста до Covid-19.

С марта по май 2020 года, когда в Колумбии началась вспышка Covid-19, спрос на животные белки серьезно пострадал. Объявления о блокировках и мерах социального дистанцирования привели к паническим покупкам и накоплению запасов дешевых и скоропортящихся продуктов, спрос на животный белок снизился из-за снижения продаж в секторе общественного питания и перехода на более дешевые белки, такие как яйца, сухие бобы и чечевица. Изменение структуры потребления в сочетании с сильным обменным курсом доллара США привело к снижению спроса на кукурузу в секторе кормов для животных. Во второй половине 2020 года, после пика Covid-19, спрос на животный белок начал нормализоваться, возобновили работу несколько секторов экономики, включая сектор общественного питания.

Запасы

Колумбийское правительство не проводит политику хранения запасов зерна, а промышленность поддерживает ограниченные запасы, учитывая высокую стоимость хранения на всей территории Колумбии. Ожидается, что колумбийские импортеры зерна будут принимать решения о закупках исходя из краткосрочной необходимости, учитывая более низкое давление на доступ к кукурузе по квотам CTPA. Проектируется, что в 2020/21 МГ после увеличения импорта переходящие запасы кукурузы увеличатся до 433 тыс.т.

Политика

Колумбийское правительство выделило кукурузу в рамках нескольких программ, направленных на увеличение местного производства и замещение импорта. Однако ни одна программа не достигла этой цели успешно, поскольку импорт является высоко конкурентным, а отечественные производители сталкиваются с высокими издержками производства и добиваются лишь медленного повышения производительности.

Самые последние правительственные усилия были предприняты Группой сельскохозяйственного планирования сельских районов UPRA (Rural Agricultural Planning Unit) при Министерстве сельского хозяйства Колумбии, которое работает над 10-летним руководством по посеву кукурузы в Колумбии.

Как член CAN (Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия) — члены CAN облагаются нулевым тарифам и не попадают под действие Андской системы ценовых диапазонов APBS (Andean Price Band System) — Колумбия применяет APBS, который служит инструментом стабилизации цен на группу сельскохозяйственных товаров, считающихся чувствительными в странах CAN, включая кукурузу. Соглашение CTPA исключает применение механизма APBS на товары, импортируемые из США, но вместо этого применяется механизм тарифных квот TRQ и обложение пошлинами вне квот.

Стабилизация цен через политику APBS происходит тогда, когда международная базовая цена падает ниже установленного минимума, и тариф повышается. Базовый тариф снижается, когда базовая цена превышает установленный потолок. Величина, на которую повышается или понижается тариф, называется «переменным сбором». Цены пола и потолка корректируются ежегодно в соответствии с математическим расчетом и в соответствии с источниками информации и справочными рынками, установленными в решении 371 CAN. Годовые минимальные и максимальные цены на кукурузу, действующие с 1 апреля 2020 года:

· жёлтая кукуруза: Floor price CIF — $ 199, Ceiling price CIF — $ 212

· белая кукуруза: Floor price CIF — $ 230, Ceiling price CIF — $ 242

Ссылочная цена (Reference price) — это двухнедельное среднее значение ежедневных, еженедельных или ежемесячных котировок, отображаемых на биржевых рынках (FOB Gulf на основе первой позиции Чикагской торговой биржи Chicago Board of Trade по кукурузе). Базовая цена должна быть пересчитана на базис поставки CIF. В зависимости от того, как поведут себя двухнедельные биржевые цены CIF по кукурузе, в рамках APBS для каждого периода устанавливаются эффективные пошлины. В настоящее время пошлины Mercosur составляют 5% для желтой кукурузы и не облагаются пошлиной для белой кукурузы.

Колумбийские импортеры следят за базисом кукурузы из Mercosur и Соединенных Штатов для принятия решений о закупках. Согласно разговорам с импортерами, механизм APBS создает неопределенность фактической пошлины, подлежащей уплате в процессе импорта, поскольку пошлина по APBS меняется каждые 15 дней в зависимости от базовой цены CIF, установленной CAN. Эта неопределенность является препятствием для некоторых импортеров, которые предпочитают знать точную импортную пошлину, чтобы заплатить, как в случае с американской кукурузой вне квот.

Глубокая переработка

Ведущей по переработке кукурузы в Колумбии является компания Industrias del Maiz. Завод влажного помола кукурузы расположен в Cali, на юго-западе Колумбии. В 2017 году завод был полностью обновлён и автоматизирован, считается, что здесь самая лучшая технология среди всех подобных перерабатывающих заводов от Мексики до Аргентины.

Industrias del Maiz является 100% филиалом крупнейшего мирового производителя крахмалов компании CPI (Corn Products International, Westchester, Illinois). Завод в промышленном городке Cali, окружённый полями сахарного тростника и расположенный в долине реки Cauca, появился в 1941 году, как предприятие по упаковке кукурузного крахмала и только в 1959 году стал перерабатывающим заводом с производительностью 75 тонн в день. В середине 1990-х было принято решение о строительстве на площадке завода современного завода мощностью 350 тонн в день с возможностью модернизации до 600 тонн в день. Поставщик технологии — компания Alfa-Laval.

Завод в Cali является крупнейшим в Андском регионе и ежедневно перерабатывает 860 т кукурузы и маниоке. Кукуруза для влажного помола импортируется из США, маниоке поставляется из Колумбии. Зерно кукурузы проходит 48-часовое замачивание. Осветлённая вода LSW выпаривается на испарителе AlfaVap до состояния кукурузного ликёра CSL. Для разделения твёрдых частиц используются высокоскоростные центрифуги Alfa-Laval. Продукция завода — нативный крахмал, модифицированные крахмалы, кукурузные сиропы.

Преимущество технологии и оборудования Alfa-Laval — существенная экономия на эксплуатационных расходах; установки AlfaVap и AlfaCond потребляют на 40-50% меньше энергии, что позволяет быстро окупить капитальные вложения. По сравнению со старой техникой испарители Alfa-Laval используют только треть пространства ранее занимаемого старой традиционной системой, они собираются путём укладки параллельного ряда «пластин» или «кассет», что позволяет регулировать и расширять мощность каждого агрегата в случае дальнейшего расширения завода. По подсчётам компании расширенный завод создал 6 тыс прямых и косвенных рабочих мест, принося пользу экономике и населению близлежащих районов. Завод Cali находится в процессе увеличения мощностей.

Хотя Industrias del Maiz по-прежнему поставляет крахмал под маркой Maizena, он подаётся как бренд Unilever. Завод поставляет продукцию собственного производства не только внутри страны, но и в США и соседние страны, как Венесуэла, Эквадор, Перу. Компания управляет заводами, стратегически расположенными по всей Колумбии — в Barranquilla, Cartago и Sabana Grande.

Узнать подробности о переработке зерна в мире можно на форуме «Рынки Сбыта 2021-2023: глубокая переработка зерна»

Ольга Кулакова, СЕО компании AgroInsightex

Menu